Что мы изучаем

Роберт Амакер обучает традиционному тайцзицюань стиля Ян

В классических тренировках стиля Ян явным признаком действительного прогресса и пользы для здоровья являются энергичные движения, которые я называю «легкими ногами». В этих эпизодах свободной работы мои ученики демонстрируют способность принимать мою разрядку без нарушения положения своего тела и неуклюжих движений. Этот навык нарабатывается в ходе многочасовых занятий туй-шоу, упражнением, предполагающим сотрудничество и неагрессивность, при котором партнеры учатся реагировать на действия друг друга, не оказывая сопротивления и не теряя положения своего тела. Традиционная длинная форма
Эта тренировка требует усвоения множества новых двигательных навыков. Одиночная форма - набор движений, взятых из традиционных китайских боевых искусств - исполняется медленно и точно для наработки этих новых внутренних привычек. Из-за своей тесной связи с принципами китайской медицины она также рассматривается как высший уровень цигуна.

Применения формы
Практика применений формы – важный элемент тренировки в тайцзи-цюань. Каждое движение формы содержит от одного до четырех боевых идей, известных как позиции восьми триграмм. В этих примерах атаку воображаемого противника в форме исполняет ученик слева, а ученик справа показывает соответствующую реакцию из формы.

Туйшоу
Туй-шоу является наиболее фундаментальным упражнением для приобретения реальных навыков в тайцзицюань. Как следует из названия, основной навык этого искусства состоит в установлении с противником отношений тайцзи, которые порождают естественную смену боевых идей. В этом упражнении позиции «отражение», «откат», «надавливание» и «толчок» соединены в непрерывную последовательность, в которой могут быть изучены и наработаны все восемь важных тайцзи. В последовательность могут включаться вариации, которые помогают удерживать сознание и чувствительность в бодрствующем состоянии.

Трехшаговое туйшоу
Эта повторяющаяся последовательность предназначена для того, чтобы связать движения ученика с движениями противника и формально соединить их с ногами и поясницей. Однако первое знакомство с правильной работой ног происходит в ходе трехшагового туйшоу. Это обманчиво простое упражнение кажется повторением одних и тех же танцевальных движений, но на самом деле предназначено для тренировки шагов, которые не делаются произвольно, а являются точной реакцией на движения противника.

Далюй
Да-люй считается одним из наиболее важных упражнений в системе стиля Ян. Здесь продолжается тренировка способности правильно делать шаги и изучаются четыре оставшиеся боевые идеи – «протягивание», «удар плечом», «удар локтем» и «расщепление». Да-люй отличается широким диапазоном возможных скоростей исполнения – от медленного и плавного до резкого обмена атаками на высокой скорости, достигая уровня, на котором благодаря легким ногам происходит реальная разрядка.

Саньшоу
Сань-шоу представляет собой высший уровень формальной практики в стиле Ян. Это форма для двух партнеров, демонстрирующая максимальную креативность, возможную в рамках базовой теории тайцзицюань. Непрерывное применение принципа тайцзи порождает бесконечное множество боевых изменений, основанных на базовых позициях восьми триграмм. Хотя освоение некоторых движений саньшоу может потребовать длительной работы в медленном темпе, подлинный смысл упражнения становится понятен лишь на относительно высокой скорости. Оно содержит 88 техник (по 44 с каждой стороны) и длится около одной минуты. Здесь работа ног и правильный выбор времени соединяются с мягкостью и чувствительностью, что приводит к обмену энергией между партнерами, который может быть описан как распространение цигуна на уровень аэробики.

Kлассическая (длинная) форма

Формальный комплекс (форма) предназначен для освоения двигательных навыков, необходимых для применения боевых техник тайцзицюань, поэтому обязательным компонентом обучения является демонстрация боевого применения каждого движения.

С оздоровительной точки зрения, форма представляет собой своего рода динамический цигун, раскрывающий каналы движения ци и гармонизирующий ее потоки. В процессе изучения формы ученики осваивают правильную осанку, «внутренние» (скручивающие) движения рук и ног, навыки «укоренения», разделения «пустого» и «полного».

Туйшоу (толкание руками) на месте и в движении

Практика туйшоу направлена на изучение базовых навыков парной работы. В ходе практики ученики знакомятся с четырьмя первыми боевыми идеями: пен (отражением), люй (откатом), цзи (надавливанием) и ань (толканием). Целью практики является достижение умения взаимодействовать с партнером посредством «шара тайцзи». После освоения туйшоу на месте та же самая практика осуществляется в движении (трехшаговое туйшоу).

Далюй (большой откат)

Упражнение далюй направлено на развитие навыков парной работы в движении. Здесь изучаются следующие четыре боевые идеи: цай (протягивание), као (удар плечом), ле (расщепление) и чжоу (удар локтем).

Саньшоу (букв. «свободные руки»)

Упражнение саньшоу является последним уровнем практики перед свободным спаррингом. Оно представляет собой парный комплекс формализованного поединка и предназначено для освоения реального использования боевых техник тайцзицюань. Для освоения отдельных движений используются специально создаваемые для этой цели замкнутые последовательности движений со сменой ролей.

Работа с оружием (сабля, меч-цзянь)

В тайцзицюань оружие рассматривается как продолжение руки. Поэтому техника работы с оружием изучается на завершающем этапе, когда необходимые физические навыки уже глубоко интегрированы в движения тела.

Kлассическая (длинная) форма тайцзицюань семьи Ян
Тринадцать врат Пути постижения тайцзицюань